Головне меню

Бахмутський вісник - Проекти розвитку

ОСББ

Ресурсний центр підтримки ОСББ міста Бахмут

«БУДУЙ СВОЄ» – це програма підтримки підприємництва створена Ощадбанком


Комунальний заклад охорони здоров’я «Центр первичной медицинской (медико-санитарной) помощи Бахмутского городского совета»


Урядова "гаряча лінія" для громадян з порушенням слуху

Центр допомоги учасникам АТО


Поліція охорони Національної поліції України



Статистика сайту

Зараз на сайті 0 користувачів та 50 гостей.

Рекомендуємо

О реформировании системы здравоохранения Донецкой области

Переглядів: 7922

(из доклада заместителя председателя - начальника главного управления здравоохранения Донецкой облгосадминистрации Е.Б. Петряевой на коллегии Донецкой облгосадминистрации, опубликованного в №5 (356) газеты «Новости медицины и фармации»).

Наработки области, необходимость решения поставленных задач обусловили включение области в число пилотных регионов для апробации новой модели системы здравоохра­нения.

Согласно проекту Закона Украины «О проведении в Винницкой, Днепропетровской и Донецкой областях эксперимента по реформированию системы здравоохранения», эксперимент рассчитан на 3 года и направлен на структурно-организационное и финансово-экономическое разграничение первичного медико-санитарного уровня, вторичного специализированного и третичного высокоспециализированного уровней медицинской помощи.

Основные цели и задачи пилотных областей заключаются в апробации новой системы, выявлении рисков и отработке мер по минимизации их при внедрении реформы в стране.

На первом этапе планируется оптимизация сети и отработка новой структуры с учетом потребностей в медицинской помощи, формирование оптимального маршрута пациента и апробация механизма материального стимулирования труда медработников в зависимости от качества работы.

Задачами второго этапа являются внедрение новых принципов финансирования и отработка новых механизмов контроля качества оказания медицинской помощи.

На первичном уровне предусматривается создание центров первичной медико-санитарной помощи со статусом юридического лица, в состав которых войдут участковые подразделения поликлиник и больниц, амбулатории общей практики-семейной медицины, ФАПы.

В ходе реорганизации первичного звена фельдшерские пункты, обслуживающие менее 300 человек, предполагается закрыть, в то же время ФАПы в крупных населенных пунктах с населением более 1200 человек, а также все участковые больницы реорганизовать во врачебные амбулатории.

Центры первичной медико-санитарной помощи будут созданы на каждой административной территории в количестве, которое определит громада.

Основными функциями центра первичной медико-санитарной помощи являются:

  • заключение договоров с заказчиком (органом местного само­управления) на оказание медицинской помощи;
  • планирование и координация деятельности подразделений центра;
  • обеспечение качества медицинской помощи и контроля за соблюдением  утвержденных стандартов;
  • учетно-отчетная функция;
  • финансовый менеджмент.

На примере Новоазовского района видна реорганизация, которая будет проведена на первичном уровне: население, обслуживаемое 5 ФАПами в малочисленных селах, будет передано для медицинского наблюдения в более крупные. ФАПы сел Саханка и Лебединское предполагается реорганизовать во врачебную амбулаторию. В целом в районе планируется создать один центр первичной помощи в составе отделения общей практики — семейной медицины ЦРБ, 8 амбулаторий и 16 ФАПов.

На сегодняшний день в связи с внесенными изменениями в Бюджетный кодекс в части передачи с 1 января финансирования участковых больниц, амбулаторий и ФАПов на городской и районный бюджет проводится организационная работа по переоформлению необходимой документации, в т.ч. и по изменению формы собственности.

По данным мониторинга, на начало месяца половина районов завершила работу передачи целостных имущественных комплексов учреждений здравоохранения в ра­йонную коммунальную собственность. Хочу напомнить, что определен конечный срок завершения процесса — 1 марта.

Важнейшим этапом и условием успешной реформы является оптимизация работы экстренной медицинской помощи, основная составная часть которой — служба скорой медицинской помощи.

Ее реорганизация будет проводиться путем создания сети станций скорой помощи с подстанциями и пунктами временного базирования с единой коммуникационной связью, которая позволит обеспечить доезд к пациенту в пределах десяти минут в городе и двадцати минут — в сельской мест­ности.

В области внедряется система инновационной связи «Тетрис», предусматривающая одновременное использование стационарной, мобильной телефонной связи, радиосвязи и Интернета, которая повысит возможности оперативной связи с пациентом, со старшим врачом станции и специалистами больниц интенсивного лечения, а также позволит сконцентрировать информацию относительно местонахождения каждого автомобиля с определением наиболее рационального их маршрута.

Важным компонентом реформы скорой помощи является равномерное перераспределение подразделений службы по области независимо от административной принадлежности территорий с учетом восстановления единой вертикали подчиненности и финансирования.

Основным критерием реформы экстренной медицинской помощи является своевременность прибытия к пациенту и создание условий для оказания первой медицинской помощи.

На сегодняшний день нами уже предприняты конкретные шаги:

  • в г. Донецке начато внедрение новой телекоммуникационной системы связи и управления подразделениями службы скорой медицинской помощи, выполнен рабочий проект «Организация системы транкинговой служебной связи и сети VPN для станции скорой медицинской помощи», выделено необходимое помещение для установки оборудования, на 16 машинах установлено оборудование для дистанционной передачи электрокардиограмм;
  • начато строительство нового помещения для областного центра экстренной медицинской помощи;
  • в рамках Программы социально-экономического развития Донецкой области на 2011 год запланирована закупка 45 машин скорой медицинской помощи. Направлено письмо в МЗ Украины с ходатайством о выделении за счет централизованных поставок 20 машин скорой помощи.

Наряду с реформой первичной медико-санитарной помощи будет проводиться реорганизация и вторичной медицинской помощи.

Главной идеей реорганизации вторичного уровня является внедрение новой территориально-функциональной единицы - госпитального округа, представляющего функциональное объединение учреждений здравоохранения нескольких территорий на принципах единого медицинского пространства, с общим количеством населения от 100 до  500 тыс. человек в зависимости от плотности населения.

В соответствии с проектом Закона Украины в состав госпитального округа войдут медицинские учреждения, которые будут отличаться по интенсивности предоставления медицинской помощи, а именно:

  • многопрофильная больница для интенсивного лечения с консультативно-диагностическим поликлиническим центром для предоставления круглосуточной медицинской помощи больным с острыми состояниями (например, инфаркт мио­карда, инсульт, острое кровотечение). Ресурсное обеспечение больниц этого типа требует наличия специализированного диагностического и лечебного оборудования, наличия службы реанимации и интенсивной терапии, службы экстренной диагностики для обеспечения интенсивных техно­логий;
  • больница планового лечения для проведения повторных курсов терапии или долечивания хронических больных;
  • больница восстановительного лечения для реабилитации больных, перенесших травмы, имеющих последствия перенесенных ранее заболеваний, с целью предупреждения инвалидности или реабилитации инвалидов, которые нуждаются в специальном оборудовании (например, физиотерапевтического, тренажеров для лечебной физкультуры);
  • хоспис для предоставления медицинской и психологической поддержки, а также обеспечения наблюдения за неизлечимыми больными, с преимущественно сестринским медицинским персоналом и широким привлечением волонтеров.

Согласно статистике, из общего числа больных, обоснованно госпитализированных в стационары терапевтического профиля, 73 % нуждаются в интенсивном лечении, 14 % - в плановом лечении, 6 % - в восстановительном лечении, 7 % - в медико-социальной помощи.

В настоящее время нами проводится подготовительная работа по формированию границ и инфраструктуры госпитальных округов с учетом мощностей лечебных учреждений, кадровых, материально-технических ресурсов и особенностей каждой территории.

Окончательные выводы будут утверждены областным оргкомитетом под руководством глав облгосадминистрации и областного совета А.М. Близнюка и  А.В. Шишацкого. Соответствующее совместное распоряжение находится на утверждении.

На примере Новоазовского района можно видеть, что население, получавшее в центральной районной больнице стационарное лечение только по 6 профилям (хирургический, терапевтический, неврологический, гинекологический, педиатрический и инфекционный), сможет в созданном госпитальном округе дополнительно получать лечение еще по 12 профилям, в т.ч. высокоспециализированного уровня (противоожоговое, нейрохирургическое, гематологическое, кардиологическое лечение, микрохирургии глаза), т.е. те виды лечения, которое данное население могло получить исключительно в областных лечебных учреждениях.

Создание единого медицинского пространства даст возможность оптимизировать сеть учреждений здравоохранения, а также упростить доступ граждан ко всем уровням предоставления медицинской помощи. В пределах такого округа каждое лечебное учреждение будет функционировать максимально эффективно, не распыляя имеющиеся ресурсы.

Один из механизмов оптимизации деятельности системы здравоохранения — это упорядочение маршрута пациента.

В условиях отсутствия четкой системы направлений между уровнями медицинской помощи пациенты часто обращаются к врачам-специалистам и госпитализируются необоснованно, минуя звено первичной помощи.

Такое бесконтрольное обращение населения в лечебные учреждения различных уровней медицинской помощи приводит к необоснованной нагрузке на более высокие уровни медицинской помощи. Это значительно снижает эффективность работы лечебных учреждений, препятствует развитию первичной помощи.

В условиях реформирования первичное обращение населения будет осуществляться исключительно к врачам центров первичной медико-санитарной помощи и службы скорой медицинской помощи.

В случае необходимости консультации специалистов или стационарного лечения врач центра первичной помощи определяет дальнейший маршрут пациента путем выдачи направлений.

За пациентом остается право выбора получения консультативно-диагностической и лечебной помощи без направлений на платной основе.

Создание четкой системы направлений пациентов и взаимодействия между разными уровнями медицинской помощи обеспечит контроль за обоснованностью использования более дорогостоящих видов диагностики и лечения.

Структурные изменения отрасли предполагают новые подходы к распределению бюджетных средств.

Финансово-экономическая перестройка системы здравоохранения предполагает: перераспределение ресурсов между учреждениями первичного, вторичного и третичного уровней оказания медицинской помощи; концентрацию бюджетных средств для оказания первичной медицинской помощи, включая неотложную - на районном/городском уровнях, для оказания вторичной, третичной и скорой медицинской помощи — на областном уровне.

Централизация средств территориальных общин на уровне районного/городского бюджета произошла с 1 января 2011 года.

Концентрация финансовых ресурсов на уровне областного бюджета должна произойти с 1 января 2012 года, что позволит осуществить структурную перестройку в рамках единого медицинского пространства, избежать необходимости заключения договоров по межбюджетным расчетам.

По видам оказания медицинской помощи (первичная, вторичная, третичная и скорая) разрабатываются 4 типовые бюджетные программы с детализацией их на подпрограммы с обязательным включением результативных показателей по каждому виду помощи.

На выполнение бюджетных программ по каждому виду помощи заключаются договоры между заказчиком медицинских услуг и ответственным исполнителем.

Бюджетные программы в сфере здравоохранения являются составляющей программно-целевого метода в бюджетном процессе.

Основная цель программно-целевого метода заключается в переходе от идеологии «содержание бюджетного учреждения» к «государственному заказу медицинских услуг». При внедрении программно-целевого метода возможно установление непосредственной связи между выделением бюджетных средств и результатами их использования, т.е. постепенно перейти к оплате медицинских услуг.

Необходимые условия для успешного проведения реформы:

  1. Успешная реорганизация первичной медико-санитарной помощи, улучшение материально-технического оснащения экстренной медицинской помощи.
  2. Координация и научно-методическое сопровождение эксперимента на государственном уровне.
  3. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления на всех уровнях.
  4. Решение вопросов:
    • учебы и подготовки руководящих кадров к выполнению новых заданий;
    • возможной переквалификации и трудоустройства медицинских работников.
  5. Проведение разъяснительной работы среди медицинской общественности и населения.
  6. Мониторинг и оценка результатов процесса реформирования.
Модель организации первичной медицинской помощиСтруктура службы экстренной медицинской помощиМаршрут пациента после проведения реформыСовременный обощенный маршрут пациентаОбновленная структура здравоохранения

Пошук

Калькулятор енергоефективності
Калькулятор енергоефективності
Програма  державної  підтримки  населення,  ОСББ  та ЖБК до впровадження енергоефективних заходів

Актуально